вторник, 8 июня 2010 г.

В стране Вообразили: развитие фантазии у детей и их родителей, часть 3

Воздушные замки и игра воображения

Вы пробовали играть без машин, кукол и даже предметов их замещающих? Например, предложите крохе бегать по воображаемой полянке и срывать воображаемые цветы. А потом прятаться от дождя в домике, обозначенном сомкнутыми над головой руками.

Еще одна игра - строительство. Обсудите, какой дом вы будете строить и что для этого нужно. Какая техника понадобиться, какие детали. Конечно, ведущая роль в игре-рассказе поначалу ложиться на родителя. Описывайте этапы строительства, придумывайте происшествия и интересные ситуации на стройплощадке. Малыши могут выбирать количество этажей и комнат, цвет стен, форму окон.

Разумеется, с помощью воображения можно не только строить дом, но и готовить обед, выращивать овощи на огороде, разыгрывать происшествия в детском саду, шить наряды для куклы, украшать квартиру.

Если записывать выдумки, через некоторое время будет проще вернуться к игре. В дальнейшем, опыт таких игр станет хорошей основой для литературного творчества.

Кротозабр и компания

Вы знаете, кто такой кротозабр? Нет? Может быть, придумаете вместе с ребенком, как он выглядит, добрый или злой, что любит делать и с кем дружит. С малышами сочиняйте сказку в режиме вопрос-ответ, пусть ребенок своими “да”, “нет”, короткими односложными подсказками направляет ход повествования.

Поделки и рисунки малышей - замечательный материал для игр. Выстраивайте вместе с ребенком фантастический мир странных существ, их невиданных жилищ. Творческий мир, поскольку здесь нет ничего неправильного и неумелого, а только неизвестное и необычное. Может быть и взрослые, которым в детстве критика и страх ошибки помешали рисовать и лепить с удовольствием, попробуют создавать неведомых зверюшек.

Чем еще стимулировать развитие творческого воображения?

· Старайтесь проявлять фантазию в каждодневных делах. Малыш будет в восторге от необычного оформления еды, украшений комнаты, каких-то совсем незначительных элементов оформления квартиры, особенно тех, которые вы сделаете своими руками.

· Предлагайте разные способы исполнения рутинных обязанностей. Это и действенный способ справиться с капризами (“Не хочешь спать? А давай поставим детскую палатку и устроим в ней постель”). И просто возможность порадовать малыша (“Устроим праздничный ужин при свечах?”).

· Фантазируя и выдумывая что-то, объясняйте ход ваших мыслей малышу.

· Поощряйте творчество ребенка. Хвалите поделки и рисунки. Записывайте сочиненные малышом афоризмы, стихи и сказки. Терпимее воспринимайте проказы маленького сорванца, ведь он не только испортил или разбросал вещи, но и построил дом, сконструировал машину, изобрел новый музыкальный инструмент.

· Не старайтесь обеспечить ребенка игрушками на все случаи жизни. Занятия с предметами-заместителями очень важны дошкольникам. Позволение принести с улицы палки и камни, оставить себе коробочки от йогуртов или бутылочные крышки не только осчастливит малыша, но и принесет ему большую пользу, чем очередная игрушка-копия взрослой вещи.

· Читайте книги (не только сказки, но и познавательные произведения, энциклопедии). Полученные знания расширят творческие возможности малыша. Развивает фантазию знакомство с различными персонажами, воображаемые прогулки по невиданным местам, множество действий, предметов, явлений, которые ребенку приходится представлять, выдумывать, додумывать.

· Постарайтесь давать ребенку больше нового опыта и впечатлений. На прогулках чаще выходите за пределы детской площадки. Посещайте театры, музеи, выставки, ботанический сад и зоопарк. Покажите ребенку море, лес, горы.

· Помните, что родители – главный пример для ребенка. Читайте специальные книги и развивайте восприятие, воображение. Воспитывайте в себе творческое отношение как к отдельным делам, так и к жизни в целом.

* * *

Какой смысл в играх, требующих столько усилий от родителей и, в большинстве случаев, не предполагающих активных действий малыша? Не проще ли подождать несколько лет и воспользоваться проверенными пособиями для тренировки воображения, записать ребенка в изостудию, купить подходящие развивающие игры?

Если во время игр кроха с интересом и любопытством наблюдает за всем, что вы делаете и говорите – значит, занятия не напрасны. Пройдет немного времени, и вы обнаружите, что ребенок освоился в “стране вообразили”, и хотя иногда и нуждается в помощи, все же и вам есть чему у него поучиться.

Комментариев нет:

Отправить комментарий